Главная » Антиквариат » Икона Божией Матери «Знамение»

Икона Божией Матери «Знамение»

Икона Божией Матери «Знамение» прославилась в XII веке, в Новгороде, когда владимиро-суздальский князь Андрей Боголюбский в союзе с князьями смоленским, полоцким, рязанским, муромским и другими (всего более 70) послал своего сына Мстислава покорять Великий Новгород.


 

Зимой 1170 года Новгород был осажден. Новгородцы, видя страшную силу противника и изнемогая в неравной борьбе, всю свою надежду возложили на Господа и пресвятую Богородицу. По преданию, святитель Иоанн, архиепископ новгородский, услышал в алтаре
Софийского собора голос, повелевавший ему взять из церкви Спаса Господа Иисуса Христа на Ильиной улице икону Пресвятой Богородицы и вознести ее на городские стены. Икону, после слезных молений перед ней, вынесли на стену и поставили близ того места, где ожидался приступ неприятеля. Одна из стрел суздальцев уязвила святой образ, при этом лик Пресвятой Богородицы обратился к городу и оросил своими слезами фелонь архипастыря. Этот чудотворный образ Божией матери подал знак (Знамение) того, что Царица небесная молится перед Сыном своим об избавлении города. Увидев это, нападавшие смешились, и новгородцы их разбили.
В 1357 году икону перенесли из деревянной церкви Спаса в каменную церковь Знамения на той же Ильинской улице. В 1356 году пожар, возникший в церкви, утих после молебна перед иконой. В 1611 году из церкви Знамения были выброшены шведы, пытавшиеся ее ограбить.

Иконографический тип. Поясное изображение Богоматери, с распростертыми к небу руками и с Младенцем Иисусом, правой рукой благославляющим мир, а в левой держащим свиток. Изображение на иконе «Знамение» происходит от древнего константинопольского типа Марии Влахернитиссы, восходящего в свою очередь, к римским изображениям Богоматери, датируемым IV веком. В Византии такое изображение называлось Оранта или Великая Панагия.
В углах иконы присутствуют символические изображения евангелистов: в правом верхнем углу — Матфей в образе Ангела; в верхнем левом углу — Марк в образе Орла; в нижнем правом углу — Иоанн в образе Льва; в нижнем правом углу — Лука в образе Тельца.

Особенностью старообрядческого иконописания и медного литья является символическое изображение евангелистов, поскольку, начиная с 1722 г. согласно указу Священного Синода было запрещено изображать евангелистов в виде животных, они могли сохраняться лишь как атрибуты их изображений в человеческом облике. Однако старообрядцы остались верны древнерусской традиции. Отличается и старообрядческая символика евангелистов от официально принятой Русской православной церковью после реформы патриарха Никона. Еще в раннехристианскую эпоху сложились аллегорические образы евангелистов на основе библейского текста. Согласно пророчествам [Иезекиля], престол Иеговы окружают четверо существ, существует несколько вариантов истолкования этого пророчества. В дониконовской иконографии наиболее распространенный восходит к [Иринею Лионскому], где Иоанн символизируется львом, Марк — орлом, Матфей — ангелом, Лука — тельцом, именно этой традиции и остались верны старообрядцы. Другой вариант символического толкования пророчества: лев — Марк, орел — Иоанн, человек или ангел — Матфей и телец — Лука, связанный с именами [Блаженного Августина] и [Иеронима] и более знакомое нам. Последняя трактовка была широко распространена на Западе, а в русской православной церкви была утверждена как единственно правильная лишь на соборе в 1666 г.
В «Поморских ответах» Андрея Денисова этим вопроса отведена целая 21-я глава, которая так и называется «О евангелистах». «В древлецерковныхъ книгахъ печатныхъ святiи четыре евангелиста вообразахуся Матфей лицемъ человеческим, Марко лицемъ орлимъ, Лука телечимъ, Иоанн львовым… Сей древлецерковный обычай изменивше, воображаютъ Иоанна лицем орлимъ, а Марка лвовымъ…Римляне бо пишутъ Иоанна лице орле, а не лвово; а Маркалице лвово, а не орле». [Собр.ИРиСК. Вх. ИДК-99. № 209р. Поморские ответы. Рукопись 1-й пол. XVIII в., 8*, Л. 262-263об.].

Память: 27 ноября (в честь спасения Новгорода Великого).

 

Список литературы:
Барская Н.А. Сюжеты и образы древнерусской живописи. М., 1993.
Бобров Ю.Г. Основы иконографии древнерусской живописи. СПб,. 1995